(343) 371 17_ 07
Вход в личный кабинет
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
       
Услуги:


Расчет расстояний

30.05.2012 г.

Вступление Российской Федерации в ВТО сложный и многостадийный процесс, который был начат еще в 1993 г. Динамично меняющиеся условия рынка требуют глубокого и тщательного анализа рисков и перспектив развития отраслей промышленности в условиях присоединения к ВТО.
В этой связи Минпромторгом России проведена работа по выявлению рисков, связанных с присоединением к ВТО, и оценки их потенциального влияния на отечественную промышленность.
Мы проанализировали ситуацию в каждой отдельной отрасли промышленности с учетом ее специфики и влияния условий присоединения к ВТО и подготовили предложения по корректировке или инициированию мер государственной поддержки.
Для адаптации отраслей промышленности к новым условиям учтена необходимость поддержки и развития конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей, работающих в наиболее уязвимых с точки зрения ценовой и качественной конкуренции секторах.
По результатам проведенной работы, Правительством был утвержден План действий, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО. Данный план предусматривает поэтапную реализацию комплекса мер содействия устойчивому развитию российской промышленности и ее выхода на новый уровень конкурентоспособности в условиях ВТО.
В указанный комплекс мер Правительства включены различные виды господдержки - расширение и актуализация государственных стратегий развития отраслей промышленности; применение преференциальных механизмов госзакупок; субсидирование; проведение систематического мониторинга объемов импорта в целях применения предусмотренных правилами ВТО защитных мер.
Касаясь вопроса о мерах поддержки отраслей промышленности, необходимо отметить, что существующие нормы и правила ВТО позволяют продолжить уже реализуемые программы. Выполнение нами обязательств в рамках ВТО в отношении промышленных субсидий на практике может ограничить применение только тех субсидий, которые наиболее искажают торговлю и чрезмерно дискриминируют импортные товары на рынке.
Такие программы сейчас существуют в отношении производителей авиационной техники, судостроении и сельхозмашиностроении.
В настоящее время ведется работа по приведению таких субсидий в соответствие нормам и правилам ВТО, при сохранении основной цели таких программ – поддержки отечественных производителей.
При этом важно отметить, что механизмы государственной поддержки экспорта промышленной продукции, применяемые в настоящее время в Российской Федерации, нормам и правилам ВТО соответствуют и в существующем виде корректировки не требуют.
В продолжение данной темы необходимо сказать об обязательствах России по двум соглашениям, входящим в пакет соглашений ВТО.
Это Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС). Данные соглашения непосредственно влияют на механизмы поддержки отраслей промышленности и стимулирования инвестиций, поскольку ограничивают возможность дискриминации импортной продукции при предоставлении преференций национальным производителям и инвестировании в проекты на территории Российской Федерации.
Наиболее яркий пример, это промышленная сборка автомобилей на территории Российской Федерации, по условиям осуществления которой переговорной делегации удалось согласовать переходный период для уже реализуемых проектов до 2018 года.
Что касается вопросов регулирования внешней торговли товарами.
Значительная часть инструментов регулирования внешней торговли сохранится. Например, вопросы и условия применения мер нетарифного регулирования, антидемпинговых и других защитных мер уже достаточно давно инкорпорированы в национальное законодательство, а теперь и в соглашения Таможенного союза. Они полностью соответствуют нормам ВТО.
Что касается вопросов таможенно-тарифного регулирования и наших обязательств по связыванию уровня ставок ввозных таможенных пошлин хочу отметить следующее.
Оперирование понятием средневзвешенного уровня ставок ввозных таможенных пошлин не дает объективной картины влияния предстоящего снижения ставок по отдельным чувствительным с точки зрения развития промышленности товарам.
В отдельных отраслях обязательства Российской Федерации при вступлении в ВТО потребуют достаточно активных совместных действий Правительства Российской Федерации и законодателей в целях поддержки устойчивого развития национальной промышленности.
Так, например, в автомобильной промышленности активное развитие в последние годы было достигнуто в немалой степени за счет введения высоких ставок ввозного таможенного тарифа и применения ряда мер государственной поддержки. Необходимо сохранить этот позитивный тренд, для чего нами разработаны следующие меры.
Первый блок мер предусматривает реализацию системных мероприятий, включающих в себя введение специальных утилизационных сборов на автотранспортные средства, впервые выпускаемые в свободное обращение, ограничение предельных сроков эксплуатации транспортных средств определенной категории (справочно: легкие, средние и тяжелые грузовики, автобусы, прицепы и возможно легковые автомобили-такси) установление дифференцированных ставок ОСАГО в зависимости от возраста автотранспортного средства, установление дифференцированных ставок транспортного налога и так далее.
Второй блок мер направлен на поддержание инвестиционной привлекательности для действующих проектов в отрасли и завершение ее технического перевооружения. Это, продление срока нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность (вне зависимости от ограничений установленных нормами ВТО), компенсация стоимости ж/д перевозок на расстояние более 3000 км,а также применение механизмов госзакупок для автомобильной и специальной техники, произведенной на территории ЕЭП.
Следующий пример, о котором хотелось бы сегодня сказать, это лесная и легкая промышленность.
Предприятия данных отраслей будут в значительной степени подвержены негативному влиянию агрессивной ценовой конкуренции с импортными товарами ввиду ощутимого снижения тарифной защиты.
Для компенсации этого воздействия, а также в целях повышения конкурентоспособности российской продукции и сохранения инвестиционной привлекательности перерабатывающих предприятий также разработан комплекс мер поддержки.
Данные меры включают в себя, в том числе, предоставление субсидий из бюджета на сезонную закупку сырья и материалов, на осуществление технического перевооружения, модернизацию правил государственных закупок, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности.
Это только отдельные, наиболее острые вопросы, о которых хотелось сегодня упомянуть. Как уже отмечалось ранее, соответствующие меры поддержки предложены и в настоящее время реализуются и в других отраслях промышленности.
Касательно "плюсов", которые мы видим при вступлении в ВТО.
Практически в каждой развитой отрасли промышленности существуют компании или подразделения крупных концернов, ориентированные на экспорт существенной части производимой продукции.
Они получат существенные выгоды от присоединения России к ВТО и либерализации условий внешней торговли, появления возможности оспорить дискриминационные барьеры, действующие в настоящее время в отношении их товаров за границей.
В качестве примера можно привести антидемпинговые меры, примененные в отношении российской продукции с использованием "газовых корректировок", ограничения в отношении трубной и другой металлургической продукции, химических удобрений в Европейском союзе, США и ряде других стран.
Минпромторг намерен на постоянной основе отслеживать ситуацию в отраслях промышленности в целях своевременной корректировки и инициирования новых актуальных мер поддержки.

 [http://www.advis.ru/transport/index.php]